Ёсицунэ
[俺がお前を守る!] [Повелитель Бэнкэев]
Репрессии правительства многим не дают говорить о действительности точно и лаконично, без утайки. Неважно какая страна, это есть везде. Где-то выражено слабее, где-то - сильнее. Так как недавно столкнулся с современностью (и в работе, и в университете), приходится подробно исследовать период Мэйдзи Исин, 明治維新. Признаться, не люблю современность, это не так весело изучать, а после Второй мировой и вовсе тишь да гладь (хотя на самом деле это наоборот замечательно).
Так вот о чем. Недавно мне вспоминались наши диссиденты, как все это происходило в Союзе. В общем, захотелось провести аналогию с японским реформированием Мэйдзи, и тут я наткнулся на занимательную статью про Ёсиду Сёина, 吉田松陰. С первого взгляда он ничуть не похож на того же Солженицына, однако, как и полагается в Японии, там главное не труды, не агитация против власти, а вкладывание в умы молодого поколения радикальных мыслей. Хотя, Солженицын и это пытался, но с моей точки зрения, он мало повлиял на молодежь, плюс против его работ тоже предъявили аргументы. В общем, темное дело. К тому же Сёин не оставил после себя никаких трудов, став скорее фигурой, олицетвореяющей эпоху, нежели деятеля реформации.

Сёин считается духовным лидером реставрации Мэйдзи, несмотря на то, что он погиб за девять лет до окончательного свержения сёгуната и передачи власти императору Японии. Он заслужил этот статус во многом благодаря своему посещению корабля коммодора Перри (приехавший за заключением Канагавского договора и установления торговых отношений между Америкой и Японией), а также тому, что был одним из первых лоялистов и жертвой репрессий Ансэй. Но все-таки самой главной причиной стало его наставничество в «Сёка сондзюку». Прожил он 29 лет, однако за это время успел воспитать несколько видных чиновников, в последующем участвующих в главных реформах эпохи Мейдзи.

Особенно привлекло меня довольно комичное и грустное описание внешности Сёина. Несмотря на внешнюю безобразность, для него это не стало препятствием. Один из тех людей, кто наконец-то понял, что будущее за возможностью обмениваться опытом с другими странами. Эдакий неудавшийся просветитель.

«Он был уродлив. И до смешного изуродован оспой. Природа и так с самого начала обделила его, но он к тому же был еще и неряшлив. Его одежда никуда не годилась, когда он ел или умывался, то вытирал руки о рукава, и так как он мыл голову не чаще двух раз в месяц, на него неприятно было смотреть. С таким-то видом немудрено, что он так и не женился. Но он был хорошим учителем, мягким в поведении, и жестким и возмутительным в речах. Его уроки имели тенденцию не укладываться в головах учеников, повергая их в недоумение, но чаще вызывая смех».

Каков учитель, таковы и ученики. А то могут и превосходить учителя в несколько крат. Полагаю, в силу исторических обстоятельств он не смог раскрыть полноту своего потенциала. Если бы он был по происхождению из более благородного рода, то, думаю, что он вполне бы смог ускорить процесс европеизации Японии. Однако мне печально видеть вот эти итоги европеизации, вроде тех же японцев, заполняющие Макдаки.

Здесь же можно прочитать еще больше подробностей: имена последователей, фотографии школы Сёина и другие отрывки из работы Стивенсона «Ёсида Торадзиро».

@темы: rekishi, gaikatsu, Japan